Человек, который задействован в оказании первой помощи пострадавшему, должен осведомлен какие суставы стоит зафиксировать при травме бедренной кости потому, что от этого зависит дальнейшее состояние больного. Во время неправильной фиксации костей нижней конечности, обломки костей могут сместиться, разорвав окружающие мышцы, нервные образования и сосуды.
При неправильном проведении этой процедуры, у больного может возникнуть ряд осложнений. Поэтому наложение повязки при травмировании бедра должно происходить своевременно и качественно.
Основными частями кости бедра являются: сама кость, ее головка, ее шейка. Самой хрупкой и травмоопасной частью бедра является шейка. В зависимости от локализации повреждения выделяют разные группы травмирования бедра:
- повреждения вертельных областей, головки и шейки являются проксимальными;
- переломы подвертельные и диафизальные -переломы диафиза;
- травмы надмыщелка — дистальные повреждения.
Клиническая картина
Для оказания адекватной первой помощи людям, у которых подозревают перелом шейки бедра важно знать симптоматику заболевания.
- Развитие болевого синдрома, локализующегося в паховой области. Характерно усиление болезненности во время движений или легких постукиваний по пятке сломанной конечности;
- Развитие наружной ротации. Состояние приводит к незначительному повороту поврежденной конечности кнаружи. Возникновение данного симптома можно заметить по положению стопы;
- Укорочение конечности. Признак развивается на фоне нарушения целостности костных структур, когда мышцы во время сокращения подтягивают поврежденную ногу ближе к тазу;
- «Прилипшая» пятка. У больного сохраняется способность сгибать и разгибать ногу, однако он не способен удерживать ее на весу, поэтому пятка будет скользить по кушетке.
Переломы бедра по локализации происхождения разделяются на 2 вида:
- повреждения проксимального отдела;
- травмы диафиза.
Переломы шейки, вертельной части бедра характерны для лиц пожилого возраста. Падения, резкие повороты становятся причиной анатомических нарушений.
Яркие симптомы свидетельствуют о травме:
- резкая боль;
- деформация конечности с укорочением, поворотом кнаружи;
- «прилипшая пятка» — невозможность приподнять ногу в положении лежа;
- ограничение двигательной активности.
Перелом диафиза возникает вследствие падения, удара. Травма фиксируется часто у спортсменов-лыжников. Значительное смещение костных отломков обусловлено сокращением прикрепленных к бедру мышц. К общим симптомам повреждения добавляется патологическая подвижность в зоне анатомического нарушения. Любые движения после получения травмы приводят к увеличению расхождения отломков, дополнительным повреждениям.
Как проводится процедура?
Травматологи предлагают следующий оптимальный алгоритм проведения иммобилизации, которого следует придерживаться при оказании доврачебной помощи пациенту с переломами верхних или же нижних конечностей:
- Согнуть травмированную руку или ногу больного под прямым углом.
- В область подмышечной впадины или подколенный участок подложить мягкий тканевой валик.
- Наложить 2 шины, фиксируя одновременно локтевой, лучезапястный и плечевой сустав (голеностопный, коленный, тазобедренный). Прибинтовывать шину рекомендуется по направлению к центру.
- Переломанную руку подвесить на косынку.
Если по какой-то причине нет возможности подыскать подручных средств, подходящих в качестве шины, то поврежденную конечность рекомендуется просто прибинтовать к телу, обеспечив, таким образом, необходимую фиксацию.
В случае повреждений бедренной кости, шину следует накладывать с внутренней поверхности так, чтобы голеностопный и коленный суставы были максимально зафиксированы и неподвижны. В паховую область необходимо поместить тканевый валик. Вторую шину накладывают с наружной стороны, так чтобы голеностопный, коленный и бедренный сустав были хорошо, надежно зафиксированы.
Практически аналогичная техника используется при переломах голени. Шину тоже накладывают с внутренней и наружной поверхности, таким образом, чтобы зафиксировать колено и голеностоп. Если произошел перелом стопы, используется шина Крамера. Ее накладывают вплоть до верхнего участка голеностопного сустава.
При повреждениях ключичной кости руку потерпевшего подвешивают на косынку. Если по каким-то причинам нет возможности в течении часа обратиться в травмпункт, то рекомендуется наложение повязки, напоминающей по своему виду цифру 8, позволяющей отвести предплечье и зафиксировать его в таком положении.
В случае перелома ребер, требуется наложение фиксирующей повязки на область грудной клетки пациента. Проводить бинтование рекомендуется во время выдоха. Подобная иммобилизация позволяет минимизировать болезненные ощущения, значительно уменьшать риски травмирования мягких тканей.
Особенности иммобилизации при переломе шейки бедра
В чрезвычайныхситуациях среди всех травм переломыкостей конечностей всегда занимаютведущее место. Они часто сочетаютсяс повреждениями других областей — головы,груди, таза и, какправило, встречаются у пострадавших ссиндромом длительного сдавления.
Перелом— это полное или частичное нарушениецелости кости, возникшее привнешнеммеханическомвоздействии. Переломы могут бытьзакрытыми и открытыми (рис.1).
Рис 1. Переломкостей голени: а) закрытый; б) и в) открытый
При закрытыхпереломах не нарушается целостностькожных покровов, при открытых — в местеперелома имеется рана. Наиболее опасныоткрытые переломы. Основныепризнаки переломов: боль, припухлость,кровоподтек,нарушение функции конечности. Приоткрытых переломахв ране могут быть видны обломки костей.
Иммобилизация,т.е. создание полного покоя и неподвижностиповрежденной конечности или другихчастей тела,
— повреждённуюконечность следует иммобилизироватьсразу после травмы; чем раньше, темменьше травмируются ткани вместеповреждения и соответственно меньшевыражена реакция организма на травму,однако, следует помнить, все манипуляциидолжны быть продуманными, выполнятьсяосновательно, спокойно, без рывков,дёрганий и т.д., грубые действия приналожении средств иммобилизации могутухудшить состояние пострадавшего;
- — перед иммобилизацией пострадавшему необходимо дать обезболивающее средство, чтобы все манипуляции были как можно менее болезненными;
- — при наличии открытого перелома на рану накладывают асептическую повязку и лишь после этого прибинтовывают транспортную шину;
- — при необходимости применения кровоостанавливающего жгута последний накладывают на конечность до иммобилизации, и таким образом, чтобы его можно было снять, не нарушая иммобилизации;
- — поврежденная конечность с наложенной транспортной шиной перед транспортировкой пострадавшего в холодное время должна быть утеплена в целях профилактики обморожения.
Иммобилизациюпроводятиспользуя стандартные лестничные шиныКрамера (длиной 80 и 120см.), сетчатыешины Эсмарха,деревянная шина Дитерихса, современныепластмассовые,резиновые надувные шины и т.д. (рис. 2).
Рис. 2 Шины: а — наложение шины Дитерихса; б — шиныДитерихса; в — лестничные шины Крамера
Если у пожилого человека появились признаки перелома шейки бедра, то нужно незамедлительно вызвать медицинскую бригаду. Быстрая госпитализация пациента в больницу повышает шансы на полное восстановление функции поврежденной конечности. А оперативное вмешательство, проведенное в течение первых суток после получения травмы, помогает предотвратить развитие асептического некроза шейки бедра на фоне нарушенного кровотока.
Медики на месте вводят обезболивающие препараты (Новокаин, Ультракаин) непосредственно в травмированное место. Это позволяет эффективно устранить болевой синдром. При необходимости делают инъекции противошоковых препаратов. Если у пациента открытый перелом шейки бедренной кости, то медицинский персонал накладывает стерильную повязку. При большой кровопотере показано введение заменителей крови.
Перед транспортировкой в больницу требуется иммобилизовать поврежденную конечность. С этой целью применяют надувную шину или шину Дитерихса. В карету скорой помощи пациента переносят на носилках, чтобы предотвратить смещение отломков кости.
Перелом шейки бедра считается распространенной травмой, особенно у пожилых людей. Действенная помощь при переломе – вызов бригады скорой помощи. Но пока бригада едет, не стоит расслабляться, полагается оказывать первую помощь. Правильное оказание помощи до приезда бригад врачей заключается в обезболивании и наложении фиксирующей шины для придания полной неподвижности поврежденной нижней конечности.
Транспортная иммобилизация при переломе непосредственно шейки бедра имеет особенности:
- Потерпевший укладывается на спину, при необходимости проводится обезболивающая терапия.
- Важно правильно обездвижить поврежденную конечность: наложить шину. Для подобных целей подойдут специальные шины, подручные средства в виде палок, реек.
- Внутренняя шина берёт начало в паху и заканчивается в районе пятки. Фиксация проводится в трёх местах: области паха, колена и пятки.
- При проведении иммобилизации не стоит снимать одежду с поврежденной ноги, в холодное время рекомендуется утеплить дополнительно.
- При переломе шейки бедра перемещение больного проводится исключительно в положении лежа на твердой поверхности, лучше на носилках.
Порядок наложения шины Дитерихса:
- Подготовка шины: раздвигание браншей на такую длину, чтобы наружная половина упиралась костылем в подмышечную впадину, внутренним — в промежность пострадавшего и обе половины выступали за крайподошвы на 10-12 см.
- Фиксация достигнутого положения браншей с помощью шпеньков: шпенек одной половины каждой бранши вставляется в соответствующее отверстие другой половины. Половины шины связываются между собой бинтом на уровне шпенька.
- Прибинтовывание ватно-марлевой прокладки либо толстого слоя ваты к внутренней (медиальной) поверхности обеих половин шины, к промежностному и подмышечному костылям.
- Покрытие толстым слоем ваты голеностопного сустава с последующим прибинтовыванием подошвы к стопе. При этом важно очень прочно зафиксировать пятку, иначе повязка будет сползать, а вытяжение за стопу достигнуто не будет.
- Проведение внутренней (медиальной) и наружной (латеральной) половин шины нижними концами через проволочные скобы деревянной подошвы с прилаживанием к боковым поверхностям туловища и конечности. При этом необходимо дополнительно обернуть шину ватой в области лодыжек, коленного сустава и большого вертела.
- Укладывание по задней поверхности иммобилизируемой площади лестничной или пластмассовой шины. Цель: лучшая иммобилизация, создание некоторого сгибания в коленном суставе, расслабление мышц конечности.
- Прикрепление шины к туловищу специальными лямками, ремнем, тканым материалом, проведенным через щели верхней бранши.
- Осторожным потягиванием за стопу производится вытяжение конечности до тех пор, пока не будет исправлена ось поврежденной поверхности. При этом поперечные перекладины браншей должны упираться в пах и подмышечную впадину. В таком положении стопу фиксируют закруткой к поперечной нижней перекладине.
- Окончательная фиксация шины к туловищу циркулярными ходами бинта. На уровне торса, бедра и голени фиксация должна быть наиболее прочной. При длительной транспортировке (эвакуации) используются гипсовые кольца, изготовляемые из 7-8 слоев гипсового бинта. Всего накладывают 5 колец: 2 — на туловище и 3 — на конечности (как на рисунке в части «ж»).
При отсутствии шин Дитерихса лучше воспользоваться лестничными шинами.
Транспортная иммобилизация нижней конечности при повреждении бедра а — сборка лестничной шины; б — наложение шины.
Операция
Перед оперативным вмешательством проводят полную диагностику пациента. Делают рентген, КТ или МРТ. Проводят визуальный осмотр, расспрашивают пациента, когда случилась травма, при каких обстоятельствах, что беспокоит пострадавшего.
Во время операции обязательны действия:
- Операции проводят под наркозом. Применяют местный или общий наркоз, зависит от сложности операции и от реакции пациента на анестезию.
- Перед закреплением обломков кости их складывают по разрушенным фрагментам.
- При несложном переломе хирургическое вмешательство происходит под рентгенологическим контролем. Метод называется – закрытым методом операции.
- Если необходимо вскрыть капсулу сустава, проводят открытую операцию.
Шинирование подручными средствами
Самодельные фиксирующие конструкции изготавливают из подручных предметов, которые найдутся на месте происшествия. Подойдут любые палки, рейки, доски, металлические прутья, куски пластика, фанера. Для подложки используют картон, одежду, постельные принадлежности. Если имеются открытые раны, важно предотвратить инфицирование раневой поверхности.
Во избежание появления пролежней места, где наиболее выступают кости, а также суставы нижней конечности обкладывают ватой или мягкими тканями. По бокам поврежденной ноги прикладывают 2 рейки или другие длинные приспособления. Внешняя должна прилегать к телу от подмышки до пятки, внутренняя – от паха.
Как самостоятельно оказать первую помощь пациенту?
Транспортная шина при переломе бедра обеспечивает безопасную доставку пострадавшего в стационар. Наложение фиксатора требует определенных навыков. Если человек не готов грамотно оказать помощь, то лучше сохранить неподвижное положение пострадавшего, травмированной конечности создать покой, дождаться приезда бригады врачей. Изготовлением самодельной шины занимаются только при отсутствии скорой медицинской помощи.
Проведение доврачебных мероприятий заключается в обезболивании места травмы таблетками-анальгетиками либо внутримышечной инъекцией аналогичного препарата. Важным фактором является остановка кровотечения при открытых формах повреждения. Наложение жгута допускается не более чем на 2 часа летом, на 1 час — зимой. Края раны можно обработать антисептиком, закрыть зону поражения стерильной салфеткой, перевязать бинтом.
Современный метод
Самым легким и удобным средством фиксации конечности является комплект пневматических шин. Это надувной мешок, состоящий из двух стенок. Его в сдутом состоянии подсовывают под ногу и задувают воздух в простенки. Пользоваться таким приспособлением сможет абсолютно любой человек, надевание не требует никакой подготовки.
Сделан иммобилайзер из современных высококачественных материалов. Удобство таких шин состоит еще и в том, что во время рентгеновского обследования его не придется снимать, он не намокает, не требуется приобретать дополнительные материалы – вату и бинты.
Правила транспортировки пострадавшего
Любые переломы могут сопровождаться осложнениями, которые нередко возникают по причине неправильной иммобилизации. От умения правильно определить тип перелома и провести его правильную фиксацию для обеспечения абсолютной неподвижности зависит многое.
Огромное значение имеет иммобилизация при переломе бедра, которая помогает минимизировать дополнительную травматизацию обломками кости окружающих сосудов и тканей. С ее помощью снижается вероятность инфекционных осложнений и развития посттравматического шока. Правильное фиксирование помогает с легкостью выполнять транспортировку пострадавшего.
Виды переломов
Переломы бедра принято подразделять на две основные группы — травматические и патологические. Первые возникают при воздействии во время травмы на кость больших нагрузок динамического характера, вторые — по причине различных заболеваний костных структур. Принято выделять хронические переломы, которые происходят в связи с нагрузками продолжительного характера (например, у спортсменов).
Травматические переломы подразделяют на закрытые, внутрисуставные и открытые. Любой из них может осложняться смещением костных осколков. В случае открытых переломов существует риск попадания инфекции в рану, а при тяжелых или множественных — опасность развития шокового состояния.
Важно! Необходимость своевременной квалифицированной первой помощи, один из аспектов которой — правильная транспортная иммобилизация, очевидна. Прием позволяет в разы уменьшить риск развития травматического шока, снизить вероятность кровотечения, уменьшить развитие инфекционных процессов.
Подозревать наличие перелома в области бедренной кости следует в тех случаях, когда пострадавший предъявляет следующие жалобы:
- наличие боли интенсивного характера;
- визуальное изменение размера и формы травмированной конечности при сравнении со здоровой;
- наличие отека и гематомы;
- расстройство движений и тактильных ощущений в стопе и пальцах (при нарушении сосудисто-нервных пучков);
- патологическая подвижность в месте предполагаемого перелома;
- невозможность совершения движений поврежденной ногой.
Характерна и поза пострадавшего: лежа на спине, нога повернута кнаружи.
Следует обратить внимание на характер травмы. В основном переломы бедра происходят по причине падения с большой высоты, прыжков на ноги, ударов тяжелыми предметами, после дорожно-транспортных происшествий.
Для пожилых людей причина нередко заключается в остеопорозе. В этом случае для перелома шейки бедра бывает достаточно простого падения на бок. Возможно такое и по причине патологических изменений в костных структурах при полиомиелите или опухоли.
Оказание первой помощи вкупе с грамотной иммобилизацией травмированной конечности служит залогом успеха в последующем лечении и реабилитации любых переломов.
К основным шагам оказания помощи относят:
- выполнение обезболивания;
- остановку кровотечения (при его наличии);
- предупреждение развития шока посттравматического характера;
- фиксацию места перелома (иммобилизация);
- срочную госпитализацию в медицинское учреждение.
Следуя пошагово и оперативно, можно предупредить большинство осложнений и обеспечить быстрое выздоровление пострадавшего. В этом вопросе иммобилизация имеет одно из решающих значений, способствуя полноценному восстановлению двигательной активности в травмированной конечности.
Виды шин
В медицине существует довольно широкое разнообразие шин для фиксации переломов, различающихся между собой не только особенностями конструкции, но и размерами.
Основное их предназначение — обеспечение неподвижности нижних или верхних конечностей. Принято выделять фиксирующие шины и шины с функцией вытяжения (Томаса-Виноградова, Дитерихса).
Материалами для их изготовления служат:
- стальная сетка или проволока (шина Крамера лестничного типа);
- пластик;
- картон;
- реечные деревянные конструкции (шина Дитерихса).
В отдельных случаях для обеспечения более длительной неподвижности может быть наложена гипсовая лангета. Но такой способ транспортной иммобилизации при перевозке пострадавшего будет весьма затруднителен в морозную зимнюю погоду, когда материл еще полностью не застыл.
При оказании помощи подручными средствами можно воспользоваться досками, прутьями и даже толстыми журналами. Но делать это нужно только в тех случаях, когда необходимо самостоятельно доставить пострадавшего до ближайшего медицинского пункта. Если «Скорая помощь» уже выехала, следует подождать, пока шину наложат квалифицированные специалисты.
Важно! При отсутствии подручных средств можно просто прибинтовывать поврежденную конечность к здоровой. Но поскольку такой способ не обеспечивает полной неподвижности, применять его следует только в исключительных случаях.
При переломах бедренной кости существует негласное правило — накладывать шины на травмированную конечность нужно сразу с обеих сторон. Шина с внутренней стороны должна достигать области паха, фиксируя голеностопный сустав и коленный. С наружной стороны фиксируются сразу три сустава: голеностопный, коленный и тазобедренный.
Такая иммобилизация позволяет исключить любые движения в суставах и предупредить вывих головки бедренной кости. Для предупреждения травмирования паха нужно поместить в эту область мягкий валик диаметром не менее 10 см.
При наложении шин следует соблюдать следующие правила:
- Пострадавшего уложить на спину.
- До выполнения любых манипуляций выполнить обезболивание.
- Открытые края ран обработать йодом или другим антисептиком, после чего наложить повязки (по возможности стерильные).
- В случае соприкосновения шины непосредственно с кожными покровами подложить под нее любую ткань или одежду.
- Шину необходимо прибинтовывать прямо на обувь и одежду таким образом, чтобы поврежденная конечность в месте перелома и во всех суставах сохраняла неподвижность.
- Выполнять фиксацию нужно крепко, но не туго, чтобы предотвратить в поврежденной конечности возможное прекращение кровообращения.
- Постараться не сдвигать костные обломки.
- В тех случаях, когда поврежденная кость выпячивается с одной стороны, шину надо накладывать со стороны противоположной. Вправление деформации строго запрещено.
- Прибинтовывать шины можно бинтами, лентами, полосками плотной ткани или ремнями (в последнем случае следует воспользоваться мягкими подкладками).
Важно! Если есть возможность, лучше всего выполнять иммобилизацию вдвоем. При необходимости подгонки шины ее следует проводить на здоровой конечности или на себе, во избежание дополнительной травматизации ноги пострадавшего.
Для надежной и качественной фиксации при переломах в области бедра была разработана специальная шина с функцией вытяжения, получившая по имени автора название «шина Дитерихса».
В ее состав входят:
- пара деревянных костылей, состоящих из двух половин, выступов и отверстий, с прорезями для фиксирующих лент;
- подошва, выполняющая роль фиксаторов стопы и голеностопа;
- поперечная подвижная планка на внутреннем костыле;
- фиксирующаяся палочка-закрутка.
Для полноценной фиксации к шине Дитерихса дополнительно требуются бинты и ножницы. Обеспечить безболезненность и быстроту наложения может дополнительное использование двух шин Крамера. Их следует связать между собой и подложить под сломанную конечность от лопатки до нижней трети голени (выше пятки на 5 – 10 см).
Некоторые специалисты рекомендуют накладывать еще одну шину Крамера на тазовую область с захватом всех наложенных до нее шин. Это не только увеличивает надежность конструкции, но и позволяет с легкостью перемещать пострадавшего.
Наложение шины Дитерихса начинают с подгонки под рост пострадавшего путем раздвижения половин обоих костылей и закреплением их в необходимом положении. Это делается с помощью выступа на одной половине и отверстия под него на другой. При достижении необходимой длины выступ вставляется в отверстие и фиксирует шину.
Важно! Правильное положение шины Дитерихса достигается в том случае, когда в область подмышечной впадины своим верхним концом плотно упирается наружный костыль. При этом край внутреннего костыля должен упираться в промежность. Нижние их концы должны выступать ниже края подошвы травмированной конечности не менее чем на 8 см.
Для исключения смещений половин во время транспортировки следует прочно перевязать бинтом места соединения выступов и отверстий в костылях.
С прибинтовывания подошвы шины к стопе травмированной конечности начинается ее непосредственное наложение. Наиболее прочная фиксация необходима в области пятки. При этом обувь снимать не нужно, поскольку она будет выступать в качестве профилактики болей и пролежней. Затем сквозь металлические скобы с боков подошвы пропускаются нижние концы костылей.
Соединение костылей выполняется посредством внутренней поперечной планки. Завершает процесс завязывание фиксационных лент в области бедер, груди и талии. Для максимальной фиксации накладываются бинты. В случае перелома бедра закрытого типа производится дополнительное вытяжение с использованием палочки-закрутки.
Заключение
Качественная и надежная транспортная иммобилизация позволяет свободно осуществлять перемещение пострадавшего, исключая повторное смещение осколков кости, повреждение близлежащих нервов, сосудов и мышц.
Высокая эффективность такого способа фиксации привела к тому, что на сегодняшний день специалисты применяют метод постоянной лечебной иммобилизации путем наложения шин или гипсовых повязок, в том числе и после оперативных вмешательств, таких как остеосинтез. Это позволяет в самые ранние сроки начать реабилитационный период и ускорить выздоровление пациента.
Если больного приходится перевозить до больницы самостоятельно, важно учитывать следующие правила:
- Перевозка осуществляется только в положении лежа.
- Важно во время перевозки не нарушать положения пациента, избегать резких рывков и тряски.
- Погрузку и выгрузку из транспорта нужно осуществлять на носилках (если их нет, то нужно использовать самодельные приспособления).
Перед перевозкой или переносом больного требуется проверить надежность транспортной шины, она не должна прогибаться или ломаться во время переноски. Если есть возможность дождаться врачебной помощи и перевозки больного специалистами, это необходимо сделать.
Классификация переломов
Все виды таких повреждений достаточно опасны. Всегда существует риск смещения осколков в неблагоприятные места. Открытые повреждения опасны тем, что может произойти инфицирование и последующее заражение. В этом случаем может развиться сепсис. Квалифицированная медицинская помощь поможет избежать всех неблагоприятных последствий.
Основные виды шин
Иммобилизовать конечность пациента с переломом шейки бедра можно с помощью нескольких типов шин. Наиболее распространенным видом шинирования является шина Дитерихса. Этот классический способ позволяет быстро и надежно зафиксировать конечность. С этой целью используют стандартную деревянную шину, дополнительные гипсовые кольца в области туловища, бедер и голени для фиксации.
Иммобилизацию проводят вдвоем: один человек приподнимает ноги пострадавшего, подкладывает руки под коленный сустав, второй накладывает наружный и внутренний костыль к соответствующей поверхности бедра, соединяет элементы подстопником. Костыли необходимо раздвинуть так, чтобы внутренний упирался в пах, а наружный – в область подмышки.
При оказании первой помощи нередко используют надувную шину, которую перед шинированием растягивают и раскладывают возле пострадавшего. Один из медиков вытягивает стопу и слегка приподнимает ее, второй – подкладывает шину под ногу так, чтобы она достала до ягодиц. Затем врачи застегивают специальную молнию и надувают шину для придания ей упругости. Лишь после этого можно транспортировать пациента.
Если невозможно вызвать бригаду скорой помощи, то шину можно сделать из подручных средств: деревянные доски, рейки, металлические и пластмассовые трубы. Зафиксировать требуется все суставы конечности. Для этого одну доску прикладывают по внешней поверхности ноги от подмышечной впадины до пятки, а вторую по внутренней – от паха до пятки. Фиксацию производят в области коленного, тазобедренного сустава и пятки. Это позволит избежать смещения отломков кости.
При отсутствии подручных материалов можно привязать поврежденную конечность к здоровой ноге. Для этого между коленями и лодыжками пациента необходимо положить мягкую ткань или вату. Затем обе конечности соединяют, слегка приподнимают, чтобы ноги связать бинтами или тканью в области голеностопа и коленей.
Шина Дитерихса состоит из:
- Двух специальных костылей из дерева, каждый в свою очередь состоит из двух половинок. Присутствует возможность регулировать длину шины в соответствии с ростом больного.
- Планки для закрепления голеностопного сустава и стопы.
- Палочки-закрутки, фиксируется на шине шнурком.
Транспортная иммобилизация, которую обеспечивает шина Дитерихса, потребует дополнительного наличия бинтов и ножниц. Транспортная иммобилизация, проводимая с использованием устройства, позволяет провести надежную фиксацию, обеспечивает вытяжение поврежденной ноги, помогая правильному срастанию костной ткани, создавая главное преимущество. Перемещение больного, пока не наложена шина, невозможно.
Приблизительный план действий к выполнению при наложении шины шина Дитерихса:
- Если одежда сильно прилегает к телу, ткань разрезать по шву.
- Провести подготовку обеих шин Дитерихса, потребуется первоначально приложить их к здоровой конечности, определяясь правильно с размером.
- На первом этапе проводится фиксация подошвенной шины к поверхности стопы повреждённой ноги, с использованием восьмиобразной повязки.
При установке шины Дитерихса учитывают:
- Перед началом процедуры установки шины проводят обезболивание.
- Стоит наложить мягкие ватные накладки в ряде мест, чтобы не причинить лишнего дискомфорта и боли. Подкладки накладываются на верхушки костылей, в области голени, лодыжек.
- Если потерпевший обут в сапог, фиксацию подошвенной шины проводят по ступне и по голенищу сапога.
Врачи скорой помощи доставляют специальные шины, которые накладывают на месте происшествия, так как перевозить больного с переломом бедра можно только с установленным фиксатором в области поражения.
Иммобилизацию проводят с помощью:
- шины Дитерихса. Конструкция состоит из раздвижных деревянных планок, подстопника. Жесткая фиксация охватывает участок от подошвы до тазобедренного сустава;
- пневматической шины. Эффект иммобилизации достигается посредством накачанного воздуха в специальные камеры. Форма шины может видоизменяться. Не допустить сдавливания тканей помогает индивидуальный уровень закачки сжатого воздуха.
Транспортировка больного при переломе бедра без фиксирующего устройства запрещена.
При отсутствии современных средств обездвиживания применяют лестничные шины Крамера из жесткой проволоки. Моделирование позволяет осуществлять подбор по форме здоровой конечности. Недостаток устройства — в небольшой прочности.
Оказание первой помощи
Грамотное оказание первой помощи при повреждении бедренной кости является залогом успеха дальнейшего лечения. Вне зависимости от состояния человека, в первую очередь необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи. Для предотвращения болевого травматического шока используют наркотические анальгетики. Затем пострадавшего готовят к транспортировке.
Важную роль при транспортировке играет иммобилизация. Она помогает не допустить смещения отломков. Для этого накладывается специальная медицинская шина, либо нижние конечности могут быть зафиксированы с использованием подручных материалов (бинты, полотенца, элементы одежды, доски, ветки). Современные медицинские автомобили оснащаются специальными демпферными носилками – такое приспособление гасит колебания при движении автомобиля, уменьшает толчки и сотрясения.
Запрещенные действия при травме
- Самостоятельного передвижения пострадавшего человека, когда он опирается на поврежденную конечность;
- Тугого шинирования конечности, которое провоцирует нарушение кровообращения в ноге;
- Кормления больного. На фоне шока прием пищи или воды может спровоцировать развитие рвоты;
- Слабой фиксации ноги, когда сохраняется подвижность конечности в суставах. Также обязательно следует зафиксировать стопу;
- Использования тонкого слоя прокладки под шиной, что может спровоцировать повреждение сустава.
Какие суставы подлежат фиксации и что обычно применяют?
Для создания неподвижности в области нарушения целостности костей предпочтительно использовать специализированные табельные средства для первой медицинской помощи (пневматические шины, системы Дитерихса, проволочно-лестничные шины Крамера и др.), которые должны быть в арсенале спасательных служб. Если беда застала врасплох, следует соорудить шину из подручных предметов.
При переломах тела бедренной кости на поврежденную конечность накладывают шину Крамера, Дитерихса или самодельные конструкции. Гипсовая повязка при травмах диафиза не сможет надежно фиксировать отломки в анатомически правильном положении. Кокситные гипсовые повязки длиной от паха до лодыжки накладывают при мыщелковых переломах. Если есть смещение, сначала необходимо выполнить сопоставление отломков.
При переломе шейки для фиксации применяют каркасные либо мягкие бандажи. Они эффективно снижают нагрузку на бедро, способствуют скорейшему восстановлению функциональности сустава. Гипсовые конструкции, лангеты или шины применяются реже.
Когда надо ограничивать подвижность ноги
Транспортная иммобилизация при переломе любой кости, особенно бедра, нужна обязательно, сомнений в этом нет. Как разобраться в необходимости такой процедуры не посвященному в тонкости медицинской диагностики человеку? Для этого надо знать возможные признаки повреждения бедра, это:
Боль.Нарушение подвижности.Изменение формы.Механизм травмы.
При закрытом переломе можно заметить укорочение сломанной ноги, поворот стопы кнаружи. Пользоваться поврежденной ногой невозможно из-за боли, реже слышен хруст костных отломков при попытке сместить конечность. Необходимость транспортной иммобилизации в таких случаях не вызывает сомнений.
Бывают редкие случаи, когда при вколоченном переломе бедра любой локализации пострадавший сам встает на ноги, уходит, несмотря на боль. Такие случаи особенно опасны последствиями перехода в обычно поздно диагностированный перелом со многими возможными осложнениями. Надо учитывать у таких пациентов возраст, условия развития травмы.
При падении человека набок с отведенной ногой, падении на ноги с большой высоты встречаются вколоченные повреждения шейки бедренной кости, когда поражается тазобедренный сустав. Для пожилого возраста механическое воздействие может быть небольшим, травма возникает при падении на пол, лед. Правильным действием в таких случаях будет обязательная транспортная иммобилизация ноги, несмотря на умеренную боль, уточнение диагноза рентгеновским исследованием, дальнейшая фиксация всех суставов ноги, если перелом подтвержден.
Перелом тазобедренного сустава можно получить от простого падения на льду
Симптомы и диагностика переломов голени
Переломы такой крупной кости, как бедро, достаточно легко определяются при осмотре. Более трудно определить перелом в проксимальной части, в области шейки бедра.
Для подтверждения диагноза используется рентгенографический метод. Он позволяет точно установить локализацию перелома, оценить степень повреждения прилежащих тканей, обнаружить свободно лежащие отломки. Часто других методов диагностики не требуется.
Общие проявления:
- возникает сильная боль;
- появляется отек;
- нога приобретает синюшный оттенок;
- конечность деформируется (можно определить визуально).
При повреждении верхнего отдела нога сгибается в колене, к нему смещается голень, слышен шум обломков (при попытке движения).
Для среднего характерно изменение цвета голени (травмируются сосуды), отечность, передвижение затруднено, но реализуемо (при травме малой берцовой кости) и невозможно, если сломана большая берцовая.
Нижний характеризуют небольшие боли, выворачивание стопы, нет никакой возможности двигаться.
Чтобы точно определить заболевание, используется рентгеновское исследование, КТ, МРТ.
Судить о наличии этой травмы в бедренной области следует когда имеется ряд характерных проявлений:
- наличие интенсивной продолжительной боли;
- возможно даже шоковое состояние;
- деформационные изменения, которые можно оценить визуально, характеризуют наличие или отсутствие такой травмы в этой области;
- образование гематомы или отека, вызванного повреждением лимфатического оттока и региональных кровеносных сосудов;
- боли во время движения поврежденной ногой.
Переломы бедренных костей происходит чаще всего во время падения с достаточной высоты, неправильном приземлении на ноги при прыжке, при дорожно-транспортных происшествиях. Травмам также способствует остеопороз.
Как помочь человеку с переломом шейки бедренной кости?
Для проведения фиксации потребуется подготовить три шины различной длины:
- Наружная шина, располагается от подмышечной впадины до стопы. Шина должна слегка выступать за пределы ноги;
- Задняя шина, фиксируется от ягодичной складки до стопы на длину, аналогичную наружной;
- Внутренняя шина, закрепляется от паховой области до стопы по внутренней части бедра.
Шины должны плотно фиксироваться к телу. Каждая часть шины закрепляется в районе шейки бедра, голени и поблизости от голеностопа. Наружная шина дополнительно фиксируется к туловищу в нескольких местах.
Транспортная иммобилизация проводится не только специальными шинами, не всегда доступными. Шины возможно заменить планками, жердями. Если под рукой не нашлось стерильных бинтов, их допустимо заменить полосками плотной ткани или лентами. Допускается использование ремней, но стоит использовать мягкие подкладки. При множественных переломах проводят иммобилизацию аналогичным способом.
Как правильно проводить шинирование?
Чаще всего для шинирования используется приспособление, разработанное Дитерихсом, так как прочность их фиксации значительно выше. Оно представляет собой три деревянные конструкции, две из которых размещаются по бокам конечности, фиксируется в области голени и бедра. Так обеспечивается полная неподвижность переломанной ноги. Такая шина не только надежно фиксирует все нужные суставы, но еще и вытягивает ногу. Шина Крамера или как ее еще называют, лестничный фиксатор, представляет собой гибкую металлическую конструкцию.
Шинирование при помощи такого приспособления можно проводить в любом положении, что очень удобно для того человека, который оказывает помощь пострадавшему. Связывают их по две штуки, при этом придавая нужную длину. Принцип действия такой же, как и в устройствах Дитерихса, но сила фиксации несколько меньше. Основное преимущество в том, что такие фиксаторы можно моделировать и придавать им форму ноги. Стоит учитывать тот факт, что подгонку размеров фиксаторов проводят только по здоровой конечности, а пациенту придает неподвижное положение на спине.
Помните о том, что если вы не умеете правильно пользоваться фиксаторами, имеете недостаточно знаний, то в этом случае не стоит предпринимать никаких действий. Следует вызвать скорую помощь, успокоить пострадавшего, дать ему обезболивающее, подойдет любой анальгетик, напоить теплым чаем и обеспечить полную неподвижность поврежденной конечности.
Факторы риска
Выделяют очень распространенные причины ослабления:
- Гомоцистеин (токсичная “естественная” аминокислота, которую связывают с причинами сердечных заболеваний).
- Другие нарушения метаболизма костной ткани, болезнь Педжета, остеомаляция, остеопороз и остеопсатироз. Нарушение метаболизма костной ткани может вызвать усталостный перелом в верхней части бедра.
- В редких случаях причинами перелома бедра будут доброкачественные или злокачественные накостные опухоли.
- Метастазы рака, образующиеся в проксимальной бедренной кости могут ослабить костную ткань и вызвать патологический перелом бедра.
- Инфекции костной ткани в редких случаях приводят к перелому бедра.
5 / 5 ( 5 голосов )
Поделись с друзьями или Сохрани себе!
Как надевать шины
Правила надевания шины на больную ногу при переломе бедра следующие:
- Нужно фиксировать кость с двух сторон.
- С внутренней стороны шина должна упираться в пах, при этом фиксируется голеностопный и коленный суставы.
- С противоположной стороны фиксация проводится сразу трех суставов – тазобедренного, коленного и голеностопного.
- Иммобилизация при переломе шейки бедра проводится только в лежачем состоянии.
- Под подмышкой и в районе паха на шину надевается валик, который должен быть не меньше 10 см (из ваты и ткани или бинтов).
- Больного располагают лежа на спине и сначала измеряют длину здоровой ноги, только потом переносят выставленную по меркам шину на больную конечность.
- Если шина касается голого тела, то нужно в этом месте положить материю или полотенце, чтобы не доставлять лишний дискомфорт потерпевшему.
- Если на больном надеты штаны, то их снимать не нужно.
- В случае открытого перелома можно только надрезать одежду и обработать рану анестетиком, например, перекисью водорода, после чего обработать края раны йодом.
Используй поиск
Мучает какая-то проблема? Введите в форму «Симптом» или «Название болезни» нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни. СОДЕРЖАНИЕ
- Как наложить шину
- Как наложить транспортную шину
- Как правильно иммобилизовать больного
- Виды и типы переломов
- Подробнее о разновидностях
- Переломы в нижней части бедра
- Диафизарные повреждения
- Травмы верхней части бедра
- Признаки перелома
- Разломов со смещением
- Проксимальных травм
- Дистальных переломов
- Особенности анатомии
- Эффективные методы
- Восстановительно-реабилитационная программа
- Причины
- Симптомы
- Первая помощь
- Факторы риска
Признаки травмы
Основными признаками перелома бедра являются:
- Боль в тазобедренном суставе.
- Изменение формы сустава, конфигурации бедра.
- Укорочение конечности.
- Выворот ноги наружу.
- Невозможность поднять сломанную ногу.
Переломы бедра в большинстве случаев сопровождаются сильным смещением костных обломков, что обусловлено сокращением прикрепленных к бедру мышц.
Иммобилизация как метод лечения при переломе
Обездвиживание конечности при переломе бедра или шейки становится частью лечебной методики. Целью иммобилизации считается полное сохранение жизни человека, используется такой способ при наличии оговорённых обстоятельств.
Показания к проведению:
- При отсутствии проведения хирургического вмешательства из-за состояния пациента. Больной может не перенести проведение операции преимущественно из-за общего состояния.
- Если у человека присутствуют стойкие психические нарушения, к примеру, маразм старческого возраста.
- Если человек и до получения травмы не передвигался самостоятельно.
Проведение иммобилизации заключается в исполнении установленных действий:
- Поврежденная конечность обкладывается обезболивающими местного характера. Чаще используется новокаин или лидокаин.
- Используется скелетное вытяжение, срок не превышает 10 дней.
- Производится снятие конструкции, обеспечивавшей иммобилизацию.
- Посадка пациента на постели. Действию предшествует переворачивание с бока на бок.
- По истечении 20 дней пострадавшему разрешается вставать на ноги, рекомендуется использование костылей.
- При нормальном самочувствии следует выписка.
Подобные меры применяются не в каждом случае при переломе бедра, но в отдельных ситуациях порядок просто необходим.
Приведённые знания необходимы каждому человеку, при критической ситуации лучше знать, что делать, чтобы не навредить человеку, сломавшему ногу. Он беспомощен, а окружающим потребуется не ухудшить состояние больного. В нередких случаях неправильное оказание первой помощи грозит даже жизни человека. Неправильно проведенная иммобилизация провоцирует серьезные осложнения.
Транспортная иммобилизация проводится в соответствии с правилами, при незнании порядка лучше ничего не делать до приезда врачей. Просто дать обезболивающие препараты и успокаивать пациента. Психологическое состояние очень важно, паника отрицательно сказывается на самочувствии больного.
Проволочные шины Крамера
Это набор длинных и тонких решеток из проволоки, которым можно придать любую форму. Фиксировать нужно конструкцию вокруг ноги и укреплять ремнями или бинтами. Чтобы не травмировать конечность, решетки обкладывают ватой. Так как фиксатор Крамера гибкий, то его оборачивают вдоль всей ноги с наружной и внутренней стороны, сгибая под прямым углом вокруг подошвы стопы.
В районе подмышек и промежности края шин обматывают валиками из ткани или ваты, чтобы не натереть кожные покровы. Измерить размер шины нужно по здоровой конечности, чтобы лишний раз не тревожить больную ногу.
Зачем фиксировать поврежденную конечность
Бедренная кость — самая длинная в теле человека. При нарушении ее целостности травмируются мышечные ткани, а также высока вероятность повреждения крупных нервных волокон и кровеносных сосудов. Закрытый перелом при несвоевременной или неправильной фиксации ноги может приобрести открытую форму вследствие разрывов кожных покровов отломками кости. При этом возникает угроза развития у пострадавшего шокового состояния и обильного кровотечения.
В любом случае при переломе бедра различной локализации необходимо тщательно зафиксировать нижние конечности и надежно обездвижить пораженные суставы для дальнейшей перевозки больного в хирургическое отделение.